Массовик-Затейник-Сусанин-Проводник (nehag_sus) wrote,
Массовик-Затейник-Сусанин-Проводник
nehag_sus

Category:

Раскопки самаритянской синагоги в эль-Хирбе, Самария

Исследование древнееврейских синагог является одной из наиболее популярных тем современной иудаики. На данный момент мы располагаем огромным количеством литературных, эпиграфических и археологических свидетельств касательно развития, устройства, искусства и функций еврейских синагог в периоды Второго Храма и Поздней Античности. Я немного писал о ранних синагогах здесь. Что же касается самаритянских синагог, то о них мы знаем намного меньше – в отличие от евреев, самаритяне не создали ничего подобного талмудическому корпусу и литературе мидраша. Язычники, а впоследствии и христиане, не выражали особенного интереса по отношению к самаритянам, и не оставили подробных описаний их религиозных церемоний и обычаев. Однако в ходе археологических исследований последних десятилетий ученые обнаружили несколько самаритянских поселений периода Второго Храма и Поздней Античности, а также самаритянских синагог. Сегодня я расскажу об одной из наиболее интересных из них – самаритянской синагоге в эль-Хирбе, расположенной в северо-западной Самарии, в нескольких метрах от дороги между Шхемом и Туль-Каремом, южнее поселения Шавей Шомрон и чуть западнее арабской деревни Дир Шараф (н.ц. 16709/18459).

Северная стена самаритянской синагоги в эль-Хирбе ("эль-Хирбе" в переводе с арабского означает просто "развалины"):


Общий вид синагоги с востока:





Реконструкция синагоги (из книги Магена):



Карта, на которой обозначены обнаруженные до сих пор самаритянские синагоги:



Самаритянское поселение в Эль-Хирбе было раскопано Офицером Археологической Ставки в Иудее и Самарии, доктором Ициком Магеном. Скажу вам честно, изначально я не очень уважал этого человека, как ученого. Однако со временем я начинаю все больше и больше ценить его за количество проделанных исследований и качество публикаций (а также скорость, с которой он умудряется их делать). В добавок к собственно археологическим исследованиям, Маген также создал новый Музей Мозаик в т. н. "Гостинице Доброго Самаритянина" (Хан эль-Хатрура), н. ц. 1841/1360, на полпути из Иерусалима к Мертвому Морю. Все фотографии в этом посте – мои, а иллюстрации и чертежи взяты из книги Магена, The Samaritans and the Good Samaritan (JSP7; Jerusalem: Staff Officer of Archaeology – Civil Administration of Judea and Samaria – Israel Antiquities Authority, 2008). О самаритянах можно почитать мой креатиф здесь.

Развалины сельскохозяйственного поселения в эль-Хирбе:









Маслодавильня:



Арабская деревня Дир Шараф:



Раскоп эль-Хирбе занимает территорию в 10 дунамов и включает останки сельскохозяйственного поселения, масличный пресс, шесть бассейнов для ритуального омовения (микваот), монументальную синагогу и мавзолей. Поселение возникло во II в. н. э., когда были созданы сельскохозяйственная усадьба и мавзолей. Синагога была воздвигнута в IV-V вв. н. э. При ее строительстве были использованы часть камней из мавзолея. В VI в. н. э. синагога была обновлена, поселение расширилось, а также были построены ритуальные бассейны. Поселение было оставлено в конце ранне-исламского периода. Подобно большинству других самаритянских синагог, найденных археологами, синагога в эль-Хирбе ориентирована в сторону святой для самаритян горы Геризим. Вход в нее находился в восточной, не сохранившейся, стене здания.



Западная стена (хорошо видны каменные сидения):



Северная стена синагоги, вид на восток:





Внутренние размеры центрального зала синагоги 12 на 8.30 метров, а внешние – 14 на 12 (разница происходит из-за толщины стен.) Стены здания выложены из гладко обтесанных камней. По периметру стен расположены каменные сидения, а к северной стене синагоги примыкала дополнительная комната, в которую можно было поспасть через дверь в стене. К востоку от синагоги, перед входом, находился двор, пол которого был вымощен камнем, и по периметру которого находились колонны. Часть этих колонн до сих пор валяется на территории раскопа.

Одна из колонн и микве:









Наиболее интересной находкой в этой синагоге является красивейшая мозаика, размером 9 на 5 метров. Кроме изображений она также содержит 6 надписей на греческом. Наиболее интересная часть сохранившейся мозаики находится в центре композиции: на ней изображены менора, два шофара (или трубы), стол хлебопредложений и фасад Храма (или Скинии Завета).

Фото центральной части мозаики (фото кликабельно):



Чертеж всей мозаики:



Еще фото с чертежом:



Рисунок центральной части мозаики из книги Магена (художник Анна Цыпин):



Еще один фрагмент мозаики с надписью ("Единый Бог, помоги Атему (?)"):



Размер меноры – 1.80 м. на 1 м.; на каждом из стволов меноры изображены горящие масличные светильники. Несмотря на то, что основание меноры сохранилось лишь частично, можно предположить, что оно было треугольным. Фасад Храма является довольно распространенным мотивом в древнееврейском искусстве, и известен из изображений на монетах Бар-Кохвы, а также из мозаик и фресок синагог в Бейт-Альфа, Циппори, Хаммат-Тверия, Дура Европос и т. д. Стол хлебопредложений также был известным мотивом в древнееврейском искусстве. По большому счету, можно сказать, что все вышеупомянутые мотивы были общими и для евреев, и для самаритян. Также интересны надписи, найденные в синагоге – некоторые из них содержат известную самаритянскую формулу, также встречающуюся среди евреев и христиан: "Единый Бог, помоги такому-то".

Вот одна из них: "Единый Бог, помоги Софронию, сыну Фронтина":



Одним из интересных вопросов, встающим в связи с открытием самаритянских синагог и их декораций, является следующий: насколько автономным было зарождение синагог в среде самаритян, и насколько аутентичным было развитие их искусства и символики? Другими словами, придумали ли они это сами, или попросту переняли у евреев? На данный момент мыасполагаем точными сведениями насчет того, когда самаритяне впервые стали строить синагоги, и мы не знаем, где и как они отправляли свой культ после разрушения их Храма на горе Геризим хасмонейским првосвященником Йохананом Гирканом в конце II в. до н. э. Единственные свидетельства сообщают о том, что они продолжали совершать паломничество на свою священную гору. Остается надеяться, что будущие археологичские свидетельства помогут нам найти ответы и на эти вопросы.

Мозаику из самаритянской синагоги в эль-Хирбе, также как и многие другие мозаики и экспонаты, найденные в ходе археологических раскопок в Иудее, Самарии и Газе, можно увидеть в замечательном музее мозаик "Гостиница Доброго Самаритянина", упомянутом выше.





Недалеко от эль-Хирбе находятся развалины еще более монументальной самаритянской синагоги, Хирбет ас-Самара. О ней - в другой раз.

Tags: Самария, археология, самаритяне, синагоги, экскурсии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments