Массовик-Затейник-Сусанин-Проводник (nehag_sus) wrote,
Массовик-Затейник-Сусанин-Проводник
nehag_sus

Category:

Иудаизм и возникновение христианства. Часть 2.

 
ПСАЛОМ XVII «1 Господи, Ты Сам Царь наш во веки вечные, ибо Тобою, Боже, похвалится душа наша. 2 Каково время жизни человека на земле? По времени его - и надежда на него. 3 Но мы понадеемся на Бога, Спасителя нашего, ибо сила Бога нашего вовеки с милостью, 4 и Царствие Бога нашего вовеки в суде над народами. 5 Ты, Господи, избрал Давида царем над Израилем, и Ты клялся ему о семени его навеки, да не угаснет пред Тобою царство его. 6 И в согрешениях наших восстали на нас грешники, и напали на нас и притеснили нас. Чего не обещал Ты им, взяли они силою, 7 и не прославили честного имени Твоего. В славе воздвигли они царство в знак величия своего. 8 Пустым сделали они трон Давидов в многошумном высокомерии. Но Ты, Боже, низвергнешь их и возьмешь семя их от земли, 9 восставив на них человека, чуждого роду нашему, 10 по грехам их воздашь Ты им, Боже, да случится с ними по делам их. 11 По делам их не помилует их Бог, испытал Он семя их и не отпустил им. 12 Верен Господь во всех судах Его, кои вершит Он на земле. 13 Лишил беззаконный землю нашу живущих на ней, похитил юного и старого и детей их вместе с ними. 14 Во гневе своем отослал он их на Запад и насмеялся над правителями земли и не пощадил их. 15 Чуждый нам, возгордился враг, и сердце его чуждо Бога нашего. 16 И все, что соделал в Иерусалиме,- как язычники в городах своих богам своим. 17 И превосходили их сыны Завета среди народов смешанных, и не было среди них никого, кто творил бы в Иерусалиме милость и правду. 18 Бежали от них любящие собрания благочестивых, словно воробьи разлетелись от гнезда своего. 19 Скитались в пустынях, дабы спасти души свои от зла, и драгоценна в очах переселенца душа, спасшаяся из них. 20 По всей земле соделалось рассеяние их беззаконными, ибо перестало небо изливать дождь на землю, 21 сомкнулись источники вечные в безднах средь гор высоких, ибо не было среди людей тех никого, кто творил бы справедливость и суд. От правителя их до малейшего из народа - во грехе всяческом. 22 Царь в беззаконии, а судья в неправде, а народ во грехе. 23 Призри на них, Господи, и восставь им царя их, сына Давидова, в тот час, который Ты знаешь, Боже, да царит он над Израилем, отроком Твоим. 24 И препояшь его силою поражать правителей неправедных. 25 Да очистит он Иерусалим от язычников, топчущих город на погибель. В премудрости и праведливости 26 да изгонит он грешников от наследия Твоего, да искоренит гордыню грешников, подобно сосудам глиняным сокрушит жезлом железным всякое упорство их. 27 Да погубит он язычников беззаконных словами уст своих, угрозою его побегут язычники от лица его, и обличит он грешников словом сердца их. 28 И соберет он народ святой, и возглавит его в справедливости, и будет судить колена народа, освященного Господом Богом его. 29 И не позволит он поселиться среди них неправедности, и не будет с ними никакой человек, ведающий зло. 30 Ибо он будет знать, что все они - сыны Бога их, и разделит он их по коленам их на земле. 31 Ни переселенец, ни чужеродный не поселятся с ними более. Будет судить он народы и племена в премудрости и справедливости его. 32 И возьмет он народы язычников служить ему под игом его, и прославит он Господа в очах всей земли, 33 и очистит он Иерусалим, освятив его, как был он в начале. 34 Придут племена от края земли, дабы видеть славу его, неся в дар истомленных сынов Иерусалима, 35 и дабы видеть славу Господа, коею прославил Он эту землю; и сам справедливый царь научен будет Богом о них. 36 И нет неправедности во дни его среди них, ибо все святы, а царь их - помазанник Господень. 37 Не понадеется он на коня, всадника и лук, не станет собирать себе в изобилии золота и серебра для войны, не станет оружием стяжать надежд на день войны. 38 Сам Господь - Царь его, надежда сильного надеждою на Бога, и поставит он все племена пред собою в страхе. 39 Ударит он по земле словом уст своих навеки, 40 благословит он народ Господа в премудрости с радостию. 41 И сам он чист от согрешения, дабы править народом великим; обличит он правителей и уничтожит грешников влаетию слова своего. 42 И не ослабеет во дни те, уповая на Бога своего, ибо сделал его Бог сильным духом святым и премудрым в рассуждении, с мощью и справедливостью. 43 И благословение Господа с ним в силе его, и не ослабеет он. Упование его на Господа, 44 и кто может против него? Мощный в делах своих и сильный в страхе Божием, 45 пасущий стадо Господне в вере и справедливости, не даст он ослабеть никому на пастбище их. 46 В благочестии поведет он их всех, и не будет среди них гордыни для угнетения среди них. 47 Такова краса царя Израиля, которую познал Бог, восставив его над домом Израиля для вразумления его. 48 Речи его, пламенем очищенные, драгоценнее золота, в собраниях будет судить он людей - колена освященных. 49 Слова его - как слова святых среди людей освященных. 50 Блаженны, кто будет жить в те дни, ибо узрят они сотворенное Богом счастие Израиля в собрании колен его. 51 Да ускорит Бог милость Свою над Израилем, да избавит нас от нечистоты врагов нечестивых. Сам Господь - Царь наш во веки вечные. с того дня, как утвердил их Бог, и от века. 14   И не отклонились с того дня, как утвердил Он их; с давних времен не отступили они от пути своего, если Сам Бог не приказал им через слуг Своих».
 
Другой группой, ненавидевшей Хасмонеев, и надеявшейся на пришествие двух мессий ("мессии Израиля" и "мессии Аарона", то есть, по всей видимости, мессии-царя, и мессии-первосвященника), была кумранская секта, которую большинство исследователей идентифицируют с ессеями. Возможно, что их идея о двух мессиях родилась на почве ненависти к Хасмонеям, которые, в их глазах, узурпировали и первосвященнеческую, и царскую власть. Кумраниты стремились отделить функции царя от функций первосвященника, и поэтому считали, что даже в идеальном мессианском будущем они должны быть разделены двумя мессиями.
Стоит отметить, что в обсуждаемый период мессианские идеи, по всей видимости, разделялись лишь небольшой группой евреев. Подавляющее число еврейских текстов периода Второго храма не упоминает мессию или мессий, и не надеются на его или их пришествие. Даже тексты, пропитанные ожиданиями конца света, описывающие победу сил света над силами тьмы, избавление народа Израиля (или избранных праведников из его среды) от всех земных и небесных врагов, чаще всего не упоминают мессию. При этом они предлагают широкий ассортимент фантастических сценариев, в соответствии с которыми Бог может осуществить освобождение Израиля с помощью различных немессианских персонажей (земных и небесных), или вообще без них. Другими словами, невозможно говорить о "концепции мессии" или "мессианской идее" в иудаизме Второго храма, а лишь об отдельных идеях авторов очень малого количества сочинений.
После Хасмонеев к власти над евреями пришел Ирод Великий (37-4 гг. до н. э.). Сложно оценить, кто был более изощрен и беспощаден в подавлении своих политических противников – Ирод или Хасмонеи, но в сохранившейся литературе Ирод описывается как человек страшный и жестокий. Авторы некоторых произведений этого периода, отказываются от концепции земного мессии, и устремляют свои взоры к небесам. Вот, например, отрывок из "Притч Еноха", текста, вошедшего в состав так называемой 1 Книги Еноха, одна из частей которой повествует о некоем сверхъестественном и предвечном "сыне человеческом", который также называется Божьим "избранным" и "мессией". В конце "Притч" поясняется, что этот мессия является ни кем иным, как самим Енохом, допотопным патриархом, забранным Богом на небо, и наделенным бессмертием. Большинство исследователей считает, что данный текст был известен Иисусу из Назарета и сильно повлиял него:
 
47:3 И в те дни я видел Главу дней как Он восседал на престоле своей славы и книги живых были раскрыты пред Ним, и видели всё Его воинство, которое находится вверху и на небесах и окружает Его, предстоя пред Ним. 4 И сердца святых были полны радостью, ибо исполнилось число правды, и молитвы праведных услышана, и кровь праведного искуплена (или отомщена) пред Господом духов. 48:1 И в том месте я видел источник правды, который был неисчерпаем; его окружали вокруг многие источники мудрости, и все жаждущие пили из них и исполнялись мудростью, и имели свои жилища около праведных, и святых, и избранных. 2 И в тот час был назван тот сын человеческий возле Господа духов и его имя пред Главою дней. 3 И прежде чем Солнце и знамения были сотворены, прежде чем звёзды небесные были созданы, его имя было названо пред Господом духов. 4 Он будет жезлом для праведных и святых, чтобы они опёрлись на него и не падали; и он будет светом народов и чаянием тех, которые опечалены в своём сердце. 5 Пред ним упадут и поклонятся все живущие на земле, и будут хвалить и прославлять, и петь хвалу имени Господа духов. 6 И посему он был избран и сокрыт пред Ним, прежде даже чем создан мир; и он будет пред Ним до вечности. 7 И премудрость Господа духов открыла его святым и избранным, ибо он охраняет жребий праведных, так как они возненавидели и презрели этот мир неправды, и все его произведения и пути возненавидели во имя Господа духов; ибо во имя Его они спасаются, и Он становится мстителем за их жизнь. 8 И в те дни потупили взор цари земли и сильные, владеющие твердью, страшась за дела своих рук, ибо в день своей печали и бедствия они не спасут своих душ. 9 И Я предал их в руки Моих избранных: как солома в огне и как свинец в воде, они сгорят пред лицом праведных и потонут пред лицом святых, и никакого следа более не останется от них. 10 И в день их бедствия водворится покой на земле; они падут пред ним и не восстанут опять; не будет никого, кто бы взял их в свои руки и поднял: ибо они отвергли Господа духов и Его мессию. Имя Господа духов будет прославлено. 49:1 Ибо мудрость излилась на сына человеческого, как вода, и слава не прекращается пред ним от века до века. 2 Ибо он силен во всех тайнах правды, и неправда прейдёт пред ним, как тень, и не будет иметь постоянства, так как избранный восстал пред Господом духов; и его слава от века до века, и его могущество от рода до рода. 3 В нем живет дух мудрости и дух Того, Кто дает проницательность, и дух учения и силы, и дух тех, которые почили в правде. 4 И он будет судить сокровенные вещи, и никто не осмелится вести пред ним пустую речь, ибо он избран пред Господом духов, и Его благоволению. 50:1 И в те дни совершится перемена со святыми и избранными: свет дней будет обитать пред ними, и слава, и честь будут дарованы святым. 2 И в день бедствия соберется нечестие на грешников, праведные же победят во имя Господа духов; и Он покажет это другим, чтобы они принесли покаяние и оставили дела своих рук. 3 Они не будут иметь чести пред Господом духов, но будут спасены во имя Его; И Господь духов умилосердится над ними, ибо Его милосердие велико. 4 И праведен Он в Своем суде и пред Его славою, и на Его суде не устоит неправда: кто не принесет покаяния пред Ним, тот погибнет. 5 Но отныне Я не буду более милосердным к ним, говорит Господь духов. 51:1 И в те дни земля возвратит вверенное ей и царство мертвых возвратит вверенное ему, что оно получило, и преисподняя отдаст назад то, что обязана отдать. 2 И Он изберет между ними праведных и святых, ибо пришёл день, чтобы спастись им. 3 И избранный в те дни сядет на престоле своем, и все тайны мудрости будут истекать из мыслей его уст, ибо Господь духов даровал ему это и прославил его. 4 И в те дни горы будут скакать, как овны, и холмы будут прыгать, как агнцы, насытившиеся молоком; и все они сделаются ангелами на небе. 5 Их лицо будет сиять от радости, так как в те дни восстанет Избранный; и земля возрадуется, и на ней будут жить праведные, и избранные будут ходить и шествовать по ней.
 
Данный отрывок является лишь одним примером широкого ассортимента еврейских мифологических воззрений периода Второго Храма. На основании литературы обсуждаемого периода можно с уверенностью заключить, что для большинства евреев мир был в изобилии населен различными сверхъестественными существами – ангелами, демонами, злыми духами, различными ипостасями сатаны (Велиал, Мастема, Малькиреша), всевозможными небесными спасителями – Мельхиседеком, «Принцем Света», и разнородными мессиями, например, тем же Енохом. Все эти мифические существа играли различные роли в не менее мифических и не менее разнообразных сценариях событий "последних дней", которые, по мнению авторов этих сценариев, были очень близки. Именно в этом контексте необходимо рассматривать появление Иисуса из Назарета, его деятельность, и последующее возникновение фантастического мифа, или, скорее, мифов, вокруг его образа. В двух словах, можно сказать, что последователи Иисуса, унаследовавшие весь этот обширный арсенал еврейской мифологии, пустили его в ход в целях интерпретации фигуры своего учителя и объяснения смысла его миссии и деятельности. Стоит отметить, что на данный момент многие исследователи задаются вопросом, почему из всех имеющихся в их распоряжении мифологических категорий, ученики Иисуса остановились именно на категории "мессия", а не на каком-либо другом, не менее популярном наименовании.
 
Как появилось христианство?
Мы располагаем значительно большим количеством литературных источников по раннему христианству, чем по другим течениям иудаизма периода Второго храма. Подавляющее количество их являются христианскими, однако имеются и нехристианские источники. Одним из нехристианских авторов является еврейский историк Иосиф Флавий, который дважды упоминает Иисуса в своих "Иудейских древностях" (94 г. н. э.). Первое свидетельство целиком посвящено Иисусу и его ученикам, однако подавляющее большинство ученых считает, что большая его часть является "доработкой" христианских переписчиков, стремившихся "улучшить" версию Иосифа. В приводимой ниже цитате, слова, обычно считающиеся христианской интерполяцией, выделены курсивом:
 
«Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если его вообще можно назвать человеком. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину (В оригинале, скорее всего, вместо "истины" было написано "новшества", "необычные учения" - М. Т.). Он привлек к себе многих иудеев и эллинов. То был мессия. По настоянию наших влиятельных лиц Пилат приговорил его к кресту. Но те, кто раньше любили его, не прекращали этого и теперь. На третий день он вновь явился им живой, как возвестили о нем и о многих других его чудесах боговдохновенные пророки. Поныне еще существуют племя христиан, именующее себя таким образом по его имени». (18:63-64) (Перевод Генкеля, с моими исправлениями и замечаниями – М. Т.).
 
В другом месте Иосиф рассказывает о казни брата Иисуса, Иакова, который был руководителем иудео-христианской общины Иерусалима, в 62 г. н. э., и говорит о нем, что он был братом Иисуса, называемого "мессией" (по-гречески - "христос"). Считается, что это второе свидетельство не было интерполировано христианами. В нескольких местах Иосиф также рассказывает об Иоанне Крестителе, который в христианской традиции считается "предтечей" Христа. Однако, несмотря на то, что с исторической точки зрения ясно, что Иисус был его учеником, причастность Иоанна к раннехристианскому течению ставится под вопрос многими исследователями.
Иисус и христиане упоминаются также в раввинистической литературе, однако, посвященные им раввинистические источники, по большей части, были написаны через сотни лет после смерти Иисуса в контексте христианско-иудейской полемики, и не имеют никакой реальной исторической ценности для воссоздания истоков христианства.
Основным источником для изучения возникновения христианства являются книги НЗ. Их можно разделить на несколько групп:
1) Четвероевангелие (от греч. "еуангеллион", то есть "благая весть") повествует о жизни, деятельности, смерти и воскресении Иисуса. Ученые до сих пор не пришли к согласию относительно жанра Евангелий. На наш взгляд, наиболее привлекательным является предложение рассматривать их в качестве "аретологий", то есть, повествований о благих делах или подвигах бога или "божественного человека" - жанра, весьма распространенного в греко-римском мире. Евангелия, конечно, не являются "биографиями" в современном смысле этого слова – они рисуют образ Иисуса с помощью всех цветов мифологической палитры иудаизма Второго Храма, описанной выше. Воссоздание образа "исторического Иисуса" на основе Евангелий сталкивается с непреодолимыми методологическими проблемами, о чем свидетельствуют многочисленные безуспешные попытки ученых, вот уже которое десятилетие занятых "поиском" исторического зерна в Евангелиях. Ниже мы вкратце попытаемся подвести итог результатам данного "поиска".
 Евангелия от Марка, Матфея и Луки схожи по форме и структуре, и содержат много общего материала. Исследование взаимосвязей между первыми тремя Евангелиями обычно называется "синоптической проблемой". Евангелие от Иоанна сильно отличается от первых трех и по структуре, и по материалам, содержащимся в нем.
Евангелие от Марка, по мнению боьшинства ученых, было написано первым, около 70 г. н. э., в Риме. Интересно отметить, что оно не содержит ни описания "непорочного зачатия" Иисуса, ни подробного описания его воскресения. Оно заканчивается описанием пустой гробницы, и словами о том, что женщины, обнаружившие ее "никому ничего не сказали, так как боялись". Это - последние стихи Марка (16:8), а остальное (16:9-20) ученые считают позднейшей интерполяцией.
             Авторы Евангелий от Матфея (ок 80 г. н. э., Галилея – южная Сирия) и от Луки (80-е -90-е гг. н. э., сирийская Антиохия) использовали: 1) Евангелие от Марка; 2) гипотетический источник под условным названием "Q" (от немецкого "Quelle", "источник"), в основном, содержавший изречения Иисуса; 3) и свое незаурядное воображение. Для того чтобы понять, насколько велика была роль последнего из трех вышеупомянутых "источников", достаточно сравнить материалы Матфея и Луки, повествующие об одних и тех же событиях, но не почерпнутые ими из Марка или из Q как, например, историю рождения Иисуса, и его воскресение.
Так, по Евангелию от Матфея, немедленно после рождения Иисуса, его родители бегут в Египет в страхе перед Иродом, в то время как в соответствии с Евангелием от Луки, они приносят его в иерусалимский Храм, чтобы выполнить заповеди Торы. Причиной этих различий были различные теологические и апологетические задачи авторов этих Евангелий. Для Матфея (наиболее "иудейскиго" из всех авторов НЗ), Иисус является "новым Моисеем", а поэтому он преследуем "новым фараоном" (Иродом), и должен оказаться в Египте, чтобы совершить оттуда "новый исход". Уже в пятой главе у Матфея Иисус поднимается на гору, и дает "новую Тору" (так называемая "нагорная проповедь").
            У Луки была несколько иные задачи. В своем двухтомном произведении (Евангелие от Луки и Деяния апостолов) он стремился рассказать историю того, как возникла новая вера, и каким образом она распространилась по всему греко-римскому миру. Ему было важно показать Иисуса и его последователей в респектабельном, с точки зрения греко-римских наблюдателей, свете. Поэтому, родители Иисуса, он сам, а затем и его ученики описаны в качестве правоверных, соблюдающих законы, и с уважением относящихся к институтам иудаизма, евреев. Именно поэтому после рождения, Иисус должен был оказаться в Храме, так как, согласно Торе, после родов еврейская женщина должна совершить жертвоприношение в Храме. Точно также обстоит дело и с описаниями воскресения Иисуса. В то время, как у Матфея "воскресший" заповедует своим ученикам отправится в Галилею, где после встречи с ним на назначенной им горе, он возносится на небо, у Луки Иисус приказывает ученикам не оставлять Иерусалима, и возносится на небо с Масличной горы. Как и в предыдущем примере, апологетические и теологические интересы обоих авторов являются причиной разночтений. Для Луки важно, чтобы "благая весть" вышла именно из Иерусалима, в то время как для Матфея именно Галилея – родина Иисуса и основное место деятельности "Матфея", является наиболее важным центром раннего христианства.
            Что же касается Евангелия от Иоанна (ок. 100 г. н. э., Малая Азия), то оно считается наименее исторически достоверным, и наиболее теологизированным. Иисус описывается в нем как воплощение предвечного "логоса" (в русском переводе, "Слова"), сошедшего с небес, проповедовавшего "истину", и затем, вернувшегося на небо. Стоит отметить, что категория "логоса" была заимствована Иоанном из современного ему эллинистического иудаизма, в котором она была весьма популярна задолго до Иисуса. Такие иудео-эллинистические мыслители, как Филон Александрийский, заимствовали "логос" из греческой философии, и строили на этом понятии свои спекуляции об устройстве вселенной. Задолго до написания Евангелия от Иоанна (так же как и до появления Иисуса), Филон рассуждал о логосе как о "первородном сыне божьем", "авторе и управителе вселенной" и т. п. То, что для Филона и его философски настроенных друзей-евреев было абстрактной философской категорией, для Иоанна обрело конкретную форму и историю в лице Иисуса из Назарета.
            Между синоптическими Евангелиями и Иоанном существует огромное количество противоречий, и подавляющая часть из них объясняется тем, что из всех Евангелистов, Иоанн был намного более заинтересован метафизическим смыслом явления Христа, чем в историческом образе человека Иисуса. Принимая во внимание проблематичность Евангелий как исторических источников, большинство критически настроенных исследователей полагают, что в поисках "исторического Иисуса" мы в состоянии достоверно установить лишь следующие общие пункты его жизни и деятельности:
1. он родился в еврейской семье из Галилеи, где он впоследствии прожил большую часть своей жизни, и где он сформировал начальную группу своих учеников ("12 апостолов");
2. он прославился своими "чудесами" (исцеления, изгнание "бесов", и т. п.), в основном, в районе Галилеи. Эти "чудеса" являлись основой его религиозного авторитета и учения, по крайней мере, в глазах его последователей;
3. он восстановил против себя священников, управлявших иерусалимским Храмом, своим вызывающим поведением в Храме. Это поведение, в свою очередь, послужило причиной его ареста и передачи римским властям, которые в лице Понтия Пилата, приговорили его к распятию;
4. после смерти Иисуса, его ученики каким-то образом пришли к заключению, что он снова ожил ("воскрес"). С этого начался процесс мифологизации его образа, и его интерпретации с помощью разнообразных фантастических категорий, унаследованных его учениками-евреями из еврейской мысли периода Второго Храма, так же как и из богатой мифологии современного им греко-римского мира. Для различных авторов писаний НЗ он попеременно становится "сыном божьим", "мессией", "вторым Моисеем", "логосом", "агнцем, берущем на себя грехи мира", небесным "господом", "предвечной мудростью божьей", "первосвященником по сану Мельхиседека", и даже апокалиптическим судьей, скачущем на небесном коне и поражающем язычников мечом уст своих. Все вышеупомянутые мифологические "кирпичи", из которых сейчас начинает созидаться образ небесного спасителя, существовали в различных течениях иудаизма Второго храма задолго до этого.
            Эта картина легко вписывается в общий контекст жизни евреев I в. н. э. Из произведений Иосифа Флавия мы узнаем о многочисленных "чудотворцах", формировавших вокруг себя группы последователей, и изумлявших их различного рода "чудесами" и "знамениями". Иосиф, относившийся к ним с неприязнью, и считавший что они сыграли немалую роль в разжигании мессианских и эсхатологических настроений в канун Великого восстания, называл их "колдунами и обманщиками". (Стоит отметить, что современные социологи и антропологи намного ближе к Иосифу и его характеризациям , чем к авторам Евангелий). По большей части, их участь была похожа на участь Иисуса – римские власти, распознав способность этих "чудотворцев" вызывать общественные беспорядки, беспощадно расправлялись с ними, зачастую при поддержке трезвомыслящего еврейского населения. Из раввинистической литературы мы также узнаем о различных "хасидах и людях дела", которые были известны своими незаурядными способностями "творить чудеса" - например, "вызывать" дождь, "лечить" больных и т.п. Часть историй, рассказываемых про этих "хасидов" (большинство которых к тому же происходило из Галилеи, а некоторые даже именовались "сынами божьими") невероятно похожа на истории про "чудеса", творимые Иисусом. (См., например, истории про Хони ха-Меагеля, Ханину бен-Досу, Ханана ха-Нехба и т. п.).
            Вопрос, почему из всех них именно течение последователей Иисуса продолжило существовать после его смерти, и почему движение, им начатое, переросло в мировую религию, продолжает занимать уже не одно поколение исследователей. В рамках данного урока мы не сможем дать исчерпывающий ответ на эти вопросы, а лишь попытаемся проанализировать историю развития христианства в период между смертью Иисуса и окончательным разрывом между иудаизмом и христианством на четвертом десятилетии II в. н. э.
 
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments