Массовик-Затейник-Сусанин-Проводник (nehag_sus) wrote,
Массовик-Затейник-Сусанин-Проводник
nehag_sus

Category:

Иудаизм и возникновение христианства. Часть 1.

 
Иудаизм и возникновение христианства
 
План урока:
1. Основные понятия:
2. Хронологическая таблица
3. Введение
4. Еврейский мир накануне возникновения христианства
5. Как появилось христианство?
6. Развитие отношений между иудеями и христианами после смерти Иисуса
7. Разрыв между христианством и иудаизмом
 
 
Основные понятия:
Период Второго Храма – период еврейской истории между возвращением из Вавилонского пленения и разрушением Второго Храма (538 г. до н. э. – 70 г. н. э.)
Хасмонеи – еврейская династия первосвященников, а затем царей, пришедшая к власти в результате Хасмонейского (иногда называемого Маккавейским) Восстания (167-164 гг. до н. э.). Хасмонеи правили Иудеей до 37 г. до н. э.
Ирод Великий – царь Иудеи (37-4 г. до н. э.)
Прокураторы – римские правители Иудеи на протяжении большей части 1 в. н. э.
Раввинистический иудаизм – направление иудаизма, которое начало развиваться после разрушения Второго Храма, и впоследствии стало нормативным. Начиная с периода поздней античности и до наших дней практически идентичен "иудаизму".
Кумранские свитки – рукописи периода Второго Храма, найденные между 1947 и 1956 гг. в пещерах Иудейской Пустыни недалеко от Мертвого Моря. По всей видимости, принадлежали секте ессеев.
Ессеи – еврейская секта периода Второго Храма. Описаны Иосифом Флавием и другими древними историками. Их религиозная жизнь характеризовалась крайним аскетизмом. Часть ессеев вели сепаратистский образ жизни, и жили в коммунах, считая себя "сынами света", а всех остальных – "сынами тьмы".
Саддукеи – еврейская секта периода Второго Храма, состоявшая, по большей части, из аристократических иерусалимских священников. На протяжении второй половины периода Второго Храма управляли иерусалимским Храмом.
Галаха – сумма нормативных постановлений в области практического применения еврейского закона
Христиане – в рамках данного урока, христианами именуются все исповедовавшие веру во Христа в обсуждаемый период (I-II вв. н. э.). При этом, стоит иметь в виду, что многие из этих людей, по всей видимости, не считали себя таковыми (например, первые ученики Иисуса, апостол Павел, и многие другие.) См. также следующее определение.
Иудео-христиане – евреи, уверовавшие в Иисуса из Назарета, но при этом продолжавшие соблюдать иудейский закон, и продолжавшие считать себя частью еврейской общины.
Прото-ортодоксальное христианство – раннее христианство являлось разнородным феноменом, и между его различными представителями существовал широкий диапазон религиозных воззрений и практик. Течение раннего христианства, впоследствии (начиная с IV в. н. э.) ставшее нормативным, обычно именуется "прото-ортодоксальным".
Синоптические Евангелия - Первые три Евангелия в составе НЗ (от Матфея, от Марка и от Луки) (от греч. "синопсис" – "общий обзор", происходящее от глагола, означающего "видеть вместе", "видеть одним взглядом"). Называются так, потому как они рассказывают об одних и тех же событиях, используя схожий материал. Считается, что авторы синоптических Евангелий заимствовали материал друг у друга.
 
Хронологическая таблица
167-164 гг. до н. э. – Хасмонейское Восстание
135-104 гг. до н. э. – Правление Иоанна Гиркана
Ок. 100 г. до н. э. - 68 г. н. э – Кумранская община
103-76 гг. до н. э. – Правление Александра Янная
76-67 гг. до н. э. – Правление Саломеи Александры
63 г. до н. э. – захват Иудеи римлянами
37-4 гг. до н. э. – Правление Ирода Великого
Ок. 30 г. н. э. – распятие Иисуса
Ок. 35-62 гг. н. э. – деятельность Апостола Павла
37- ок. 100 – Иосиф Флавий
62 г. н. э. – смерть Иакова, брата Иисуса
66-74 гг. н. э. – Великое Восстание
70-е гг. I в. н. э. – Евангелие от Марка
80-е гг. I в. н. э. – Евангелие от Матфея
90-е гг. I в. н. э. – Евангелие от Луки и Деяния Апостолов
Ок. 100 г. н. э. – Евангелие от Иоанна
40-100 гг. н. э. – писания Нового Завета
70 г. н. э. – разрушение Храма
70- ок. 90 гг. н. э. - деятельность раббана Йоханана Бен-Заккая
Ок. 90- первое десятилетие 2 в. н. э. – деятельность раббана Гамалиэля Второго
132-135 гг. н. э. – Восстание Бар-Кохвы
Ок. 200 – редакция Мишны под руководством раби Йехуда ха-Наси
 
Введение
Изучение возникновения христианства в рамках исследования еврейской истории и культуры важно по нескольким причинам. Во-первых, христианство появилось в Земле Израиля в I в. н. э., и поначалу было всего лишь одной из иудейских сект. Основатели христианства были евреями, и на протяжении первых десятилетий его существования не считали, что они отошли от иудаизма или создали новую религию. Во-вторых, христиане являлись одной из двух еврейских сект, которые сумели пережить разрушение Храма (второй сектой были фарисеи), и продолжили свое существование после 70 г. н. э. В-третьих, несмотря на свои иудейские корни, уже к концу I в. н. э. большая часть христиан была нееврейского происхождения, и, начиная с этого времени и до наших дней, христианство оставалось "нееврейской" религией. Это не мешало христианам на протяжении двух последних тысячелетий называть себя "истинным Израилем", а иудаизм, не принявший Христа, считать мертвой религией. В-четвертых, формирование раввинистического иудаизма и создание корпуса нормативных документов, ставших его основой, происходили в контексте полемики между иудаизмом и христианством, которая не могла не отразиться на форме и содержании этих документов.
Для начала, надо сказать несколько слов об "иудео-христианском диалоге". Форма диалога в христианско-иудейских отношениях является новой, и ее появление неразрывно связано с трагедией Катастрофы. До Катастрофы, христианские ученые, за редким исключением, предвзято подходили к изучению раннего иудаизма, также как и раннего христианства в качестве еврейского феномена. Христианство всегда рассматривалось ими как высшая религия по сравнению с "примитивным" иудаизмом, из которого оно появилось. В этой ситуации большинство еврейских ученых также не могли беспристрастно заниматься вопросами первоначальных отношений между иудаизмом и христианством. Другими словами, отношения между христианами и евреями, начиная с I в. н. э. и до середины XX в. н. э. можно охарактеризовать как "христианско-иудейскую полемику".
Описанная выше ситуация – по крайней мере, в западных странах – изменилась, начиная с середины XX в., в основном, по причине того, что многие христианские ученые стали задаваться вопросами взаимосвязи между традиционным христианским теологическим анти-иудазмом и европейским бытовым антисемитизмом. В рамках данного урока мы попытаемся представить историю возникновения христианства и его отношения с иудаизмом на раннем этапе его существования в свете исследований как христианских, так и еврейских ученых за последние 60 лет.
 
Еврейский мир накануне возникновения христианства
Невозможно понять возникновение христианства вне контекста еврейской истории, культуры и религии периода Второго храма. Поэтому первая часть этого урока посвящена разбору культурно-исторического контекста появления христианства. В I в. н. э. Земля Израиля являлась частью Римской империи: Иудея была римской провинцией, начиная с 6 г. н. э., а Галилея, где Иисус из Назарета вырос и где он провел большую часть своей жизни, находилась под управлением сына Ирода Великого, тетрарха Ирода Антипы, в период с 4 г. до н. э. по 39 г. н. э. Однако, римляне не были первыми иноземцами, захватившими Землю Израиля. На самом деле, на протяжении большей части периода Второго храма, у евреев не было своего государства.
Период Второго храма начинается в 538 г. до н. э., когда персидский царь Кир Великий издал указ, позволяющий евреям вернуться в Иудею и восстановить иерусалимский Храм. Иудея превратилась в так называемое "храмовое государство" в составе гигантской Персидской империи, вплоть до  завоевания Сирии Александром Македонским в 332 г. до н. э. С пришествием Александра, начался так называемый "эллинистический период", который продолжался до захвата Земли Израиля римлянами в 63 г. до н. э. После распада империи Александра, Земля Израиля входила в состав птолемеевского Египта и сиро-месопотамского государства Селевкидов, которые были созданы полководцами Александра после его смерти.
Приступая к изучению истории раннего христианства, следует сказать несколько слов о так называемом процессе "эллинизации" иудаизма. Как известно, раннее христианство часто рассматривается как сочетание иудаизма и греческой философской и религиозной мысли. Все книги Нового Завета (далее: НЗ) были написаны по-гречески. Родным языком второй по величине личности раннехристианской истории, апостола Павла (родившегося в Малой Азии), был греческий. Павликианская теология испытала сильное влияние эллинизма, а интерпретация Павлом значения смерти, воскресения и смысла пришествия Иисуса в большой мере восходит к эллинистической мистике. К середине II в. н. э. христиане уже были в состоянии объяснять свою веру с точки зрения эллинистической философии с помощью заимствованных у нее терминов и понятий.
Раньше в еврейской истории периода Второго храма было принято различать между иудаизмом диаспоры, который считался "эллинизированным", и иудаизмом большинства евреев Земли Израиля, на которых греческая культура якобы оказала лишь поверхностное влияние. В последние годы было доказано, что подобная дихотомия не соответствует исторической действительности. Земля Израиля также являлась частью большого эллинистического мира, и попала под влияние греческого языка, культуры и мысли, как и вся Римской империи, особенно восточная ее часть.
Кроме того, между евреями западной диаспоры и евреями Земли Израиля существовали тесные связи. Евреи диаспоры совершали паломничество в Иерусалим, и иногда даже переселялись в Иудею. Их влияние, несомненно, сказалось на усилении процесса эллинизации евреев Земли Израиля. Возникновение христианства, и, в особенности, его дальнейшее распространение и развитие невозможно представить вне контекста эллинизации иудаизма. Некоторые ученые даже считают, что в определенных, глубоко эллинизированных формах иудаизма обсуждаемого периода (например, в писаниях Филона Александрийского, ок. 20 г. до н. э – ок. 45 г. н. э.) еще до появления христианства уже существовало подавляющее большинство составляющих раннехристианской теологии. Мы вернемся к вопросу взаимосвязи между ранним христианством и эллинистическим иудаизмом ниже.
После того, как в 167 г. до н. э. селевкидский царь Антиох IV Эпифан начал гонения на иудаизм, евреи, под предводительством священнической семьи Хасмонеев, подняли вооруженное восстание против Селевкидов. Восстание увенчалось успехом, и в конечном итоге Хасмонеи превратились в правителей независимого иудейского государства (142 г. до н. э.). Сначала Хасмонеи правили евреями в качестве первосвященников, и лишь во времена Иуды Аристобула I (104-103 гг. до н. э.) провозгласили себя царями. Несмотря на то, что в период между 142-ым и 63-ым г. до н. э. Иудея была независимым государством, далеко не все евреи были довольны настоящим положением дел. Хасмонеи умудрились восстановить против себя широкие массы еврейского населения, и многие евреи считали их узурпаторами, не имевшими право ни на первосвященнический титул, ни на царскую власть.
В нашем распоряжении есть большое количество источников, свидетельствующих о ненависти широких кругов еврейского населения Земли Израиля к Хасмонейской династии, так же как и о возникновении в иудаизме различных направлений в период ее правления. Несмотря на то, что нам не известно точно, когда и при каких обстоятельствах появились основные течения иудаизма периода Второго храма, описанные в источниках – ессеи, фарисеи и саддукеи, боьшинство исследователей полагают, что они возникли в Хасмонейский период. Парадоксальным образом, именно при Хасмонеях, в период еврейской независимости, в народе начали зарождаться мессианские чаяния, незафиксированные ранее. Несколько текстов, написанных в этот период, свидетельствуют о надежде на пришествие мессии (или нескольких мессий), который будет управлять еврейским народом справедливо. Вот, например, один из так называемых "Псалмов Соломона", на самом деле написанных вскоре после захвата римлянами Иудеи. Несложно убедиться, что автор "Псалма" люто ненавидел Хасмонеев, и молился о пришествии мессии из дома Давида:
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments