Массовик-Затейник-Сусанин-Проводник (nehag_sus) wrote,
Массовик-Затейник-Сусанин-Проводник
nehag_sus

Categories:

Затрахали синагоги и антисемиты!

Дописал два урока про "Возникновение и раннюю историю синагоги" и про "Антисемитизм от античности до Эмансипации" для учителей Сохнута. Заебался ни на шутку!!!

Истоки: языческий антииудаизм и юдофобия

Что касается точного исторического и географического контекста зарождения античного антисемитизма, стоит отметить, что на данный момент ученые предлагают несколько теорий. Некоторые полагают, что первые проявления антисемитизма были зафиксированы в Египте, другие – в Сирии, третьи – в Риме. Так или иначе, понятно, что разговор идет о регионах, которые в конечном итоге вошли в состав Римской Империи, что, конечно, немаловажно для дальнейшего распространения анти-еврейской пропаганды в западном, европейском, мире. Стоит отметить, что, насколько возможно судить по фрагментарным свидетельствам, самые ранние греко-язычные авторы относились к евреям с уважением, почитая их за "народ философов". Однако в скором времени картина, предстающая на основе языческой литературы, в корне изменилась в худшую для евреев сторону. Несмотря на то, что к концу I в. н. э. схожие анти-еврейские традиции были в ходу практически во всех частях восточной Римской Империи, мы склонны полагать, что наиболее ранние проявления антисемитизма зафиксированы в Египте. Там же, скорее всего, и сложились наиболее ранние анти-еврейские традиции.  Первые свидетельства об анти-еврейской деятельности египетского религиозного истеблишмента датируются в V в. до н. э. - из переписки евреев, проживавших в военной колонии на острове Элефантины (в Верхнем Египте), мы узнаем о том, что египетские жрецы разрушили еврейский храм, находившийся там. Также понятно, что это действие было спровоцировано тем, что евреи приносили в жертву животных, которых египтяне почитали святыми. Другими словами, обычаи иудаизма послужили непосредственной причиной гонений на еврейскую религию.

 

Можно сказать, что именно абсолютная несовместимость еврейских и египетских религиозных воззрений, скорее всего, и послужила наиболее сильным толчком к зарождению антисемитизма в Египте. Как известно, еврейская традиция Исхода из Египта рассказывает о том, как еврейский Бог покарал упрямых египтян страшными казнями, и "судил египетских богов", которые оказались бессильными перед его лицом (Фараон был одним из египетских богов). Вдобавок к этому, египтяне описаны в этих традициях крайне нелестно, а египетские мудрецы – как маги и колдуны. Стоит отметить, что еврейская литература эллинистического и римского периода (бОльшая часть которой происходит из Египта) продолжает библейскую традицию, высмеивающую египетские культы как наиболее примитивную и нелепую форму язычества (напр., "Премудрость Соломона"), а египтян – как наиболее низменных из людей (Филон Александрийский).

Мы располагаем свидетельствами о том, что уже в III в. до н. э. египетские интеллектуалы распространяли "альтернативные" египетские версии об истоках и ранней истории евреев (Манефон). В соответствии с этими версиями, евреи были варварскими и богохульными захватчиками, вторгшимися в Египет (в другой версии – прокаженными); Моисей же был египетским жрецом-отступником и изменником, глумившимся над египетскими святынями и издевавшимся над египетскими жрецами. Немного более поздние египетские авторы придумывают дополнительные детали об Исходе, объясняя еврейские "человеконенавистнические", с их точки зрения, традиции тем, что они были связаны с еврейскими мучениями и заболеваниями в пустыне. Город, основанный евреями в Иудее, они называют "Гиеросулы", что можно перевести с греческого как "Святотатск".

Все эти анти-еврейские версии не возникли на "пустом месте" и не были направлены лишь против еврейских литературных традиций, нелестно описывавших египтян и их религию. Евреи проживали в Египте в больших количествах, начиная с самого начала Эллинистического периода, и даже ранее. После захвата Египта Александром Македонским, и основания в нем Птолемейской династии в конце IV в. до н. э., Птолемеи поощряли еврейскую иммиграцию в Египет. Евреи считались верными и опытными воинами и играли немаловажную роль в администрации Египта – вплоть до занятия наиболее важных военных и административных постов (так, в начале I в до н. э. евреи стояли во главе всей Птолемейской армии). В то же самое время, положение коренного египетского населения при Птолемеях было намного хуже, и их участие в политической и культурной жизни Птолемейского Египта было жестко ограничено. Сами же Птолемеи, несмотря на свое стремление выдать себя за продолжателей дела и религии фараонов, зачастую рассматривались египтянами в качестве иноземных захватчиков, а процветавшие при них евреи – также и в качестве культурных и религиозных врагов, проживающих не в свое стране, занимающих руководящие посты, и глумящихся над местными святынями. Отношения между египтянами и евреями в Египте значительно ухудшились после захвата Египта римлянами в 30 г. до н. э. В 38 г. н. э. в Александрии произошел первый известный в истории анти-еврейский погром.

Так, например, идентификация еврейского Бога с ослом и история о том, что в Иерусалимском Храме евреи поклоняются ослиной голове, связана с тем, что осёл являлся животным, святым для злого египетского бога Сета-Тифона, повелителя пустынь и чужеземных врагов, олицетворяющего хаос и зло. Египетские авторы I в. до н. э. – I в. н. э. (Лисимах, Апион) придумывают и распространяют еще более нелепые и ужасные традиции о еврейской мизантропии и богохульстве: так Апион рассказывает историю о том, что Селевкидский царь Антиох Эпифан обнаружил в Иерусалимском Храме грека, которого евреи похитили ради совершения ужасного ритуала: сначала евреи откармливают его изысканными яствами, а затем - приносят в жертву, вкушают его мясо и клянутся в ненависти ко всему человеческому роду. Антиох Эпифан, развязавший гонения на иудаизм в 167 г. до н. э., предстает в этих текстах в качестве "просветителя", стремившегося "очеловечить" племя евреев, погрязшее в "варварском суеверии", посредством его отмены. На самом же деле, Антиох, по всей видимости, был движим сиюминутными политическими побуждениями, и его политика по отношению к евреям не имела строго идеологической подоплеки – и даже если имела, то он явно не был движим желанием "просветить" евреев.

Языческая критика иудаизма сосредотачивалась на тех аспектах еврейской религии, которые были наиболее чужды политеистическому мировоззрению: еврейский бескомпромиссный монотеизм, исключавший веру в других богов; аниконизм; эндогамия; законы кашрута, ограничивающие контакты между евреями и неевреями и соответственно, являвшиеся подтверждением еврейского "человеконенавистничества"; субботний отдых, который неевреи интерпретировали как свидетельство о еврейской ленивости; а также иудейский прозелитизм, который они воспринимали в качестве страшной культурной, социальной и религиозной угрозы. Евреи, пишут языческие авторы, готовы напоить водой или показать дорогу только тому, кто поклоняется той же святыне что и они, и соблюдает те же законы; всех остальных же они ненавидят. После Хасмонейского Восстания, результатом которого явились основание независимого еврейского государства и его территориальная экспансия, ко всему этому добавились стереотипы еврейского вандализма по отношению к языческим святыням, и еврейская воинственность, якобы основанная на иудейском мракобесии и фанатизме и непримиримости к "просвященным" идеалам эллинистической культуры. Так, ненависть "сирийцев" и жителей соседних языческих эллинистических городов к евреям Иудеи, скорее всего, была обусловлена вооруженными столкновениями Хасмонейского периода. Эти стереотипы лишь усилились в результате последующих еврейских восстаний против Рима. Так, в источниках, описывающих Восстание еврейской Диаспоры 115-117 гг. н. э. в Северной Африке, римский автор Кассий Дион рассказывает легенды о том, что из кожи своих противников евреи делали себе одежды, ели их мясо, и умащались их кровью. С римской точки зрения, сказать что либо более ужасное про обычаи какого-либо народа было невозможно; в этом смысле евреи в их глазах находились за пределами человеческой цивилизации.

Готовность евреев принять неевреев в иудаизм, и то что, по всей видимости, одновременно с процессом нарастающей юдофобии, многие язычники охотно становились иудеями, вызывала ужас в среде римских интеллектуалов. Знаменитый римский историк начала II в. Н. э. Тацит, собравший в своем труде практически все, бытовавшие в его эпоху антисемитские байки, с негодованием пишет в 5 книге "Историй":

"Чтобы народ навсегда остался ему верен, Моисей ввел новые обряды, противоположные обрядам остальных смертных. У них пошло все, что для нас свято, и, наоборот, все, чего мы чураемся, у них дозволено. … Каково бы ни было происхождение этих обычаев, они сильны своей древностью; прочие же установления, отвратительная мерзость, обрели силу из-за порочности. И ведь действительно, самые последние ничтожества <из других племен>, презрев веру отцов, везли и везли туда (в Иерусалим) дары и пожертвования, отчего и приумножилась мощь иудеев; а еще и потому она окрепла, что среди своих верность их неколебима и готовность к состраданию неизменна, всех же остальных они ненавидят, как врагов. Они ни с кем не делят ни пищу, ни ложе; будучи племенем в высшей степени похотливым, они воздерживаются от связей с чужими женщинами; между своими же позволено все; чтоб отличать своих, они ввели обрезание. Принявшие их обычаи поступают так же, и ничто они не усваивают так скоро, как презрение к богам, отреченье от родины, безразличие к родителям, детям и братьям. При этом иудеи заботятся о росте своего народа: убийство детей, родившихся после смерти отца, они считают нечестием, а души погибших в бою или казненных <врагами> почитают бессмертными; отсюда их любовь к рождению детей и презрение к смерти. Покойников, по египетскому обычаю, чаще погребают, чем сжигают; почитание мертвых и представления о преисподней у них такие же, как в Египте, а о небесных богах - противоположные."

 

            Несложно догадаться, что в своем описании еврейского народа и его обычаев Тацит (также как и другие современные ему языческие авторы) был движим юдофобией. Его крайняя неприязнь к евреям проистекает из страха перед тем, что на его глазах многие римляне начинают соблюдать еврейские обычаи и даже обращаются в иудаизм. Поэтому, языческий антисемитизм является лишь одной частью картины – в соответствии с многочисленными литературными и археологическими свидетельствами, второй ее частью является необычайная популярность иудаизма в среде греко-римских политеистов. Именно эта популярность "варварского суеверия" зачастую и вызывала ужас в среде интеллектуалов-традиционалистов. Однако стоит подчеркнуть, что за исключением редких, нехарактерных и кратковременных случаев, в греко-римском языческом мире иудаизм, как правило, не был преследуем как религия. В качестве подобных исключений из правил, в дополнение в гонениям Аниоха Эпифана упомянутым выше, можно привести три изгнания евреев из Рима и преследования иудаизма во времена императора Адриана. Однако в первом случае, стоит отметить что изгнания были мотивированы активной еврейской миссионерской деятельностью (по крайней мере, в глазах римлян), а во втором, по всей видимости, основной причиной послужило невежество Адриана, не предусмотревшего какие последствия могут быть у его нового декрета, приравнявшего обрезание к кастрации (в его глазах и то, и другое являлись варварскими обычаями, уродующими гениталии). Попытку Гая Калигулы водрузить свою статую в Иерусалимском Храме можно приписать его эксцентричной натуре, вызвавшей критику не только среди евреев, но также и среди язычников. Что же касается Александрийского погрома 38 г. н. э., то его стоит рассматривать в контексте обсуждаемых выше взаимоотношений между египтянами и евреями. В обычных же условиях, в соответствии с римским законодательством, евреи имели право соблюдать свои религиозные обычаи во всех местах своего проживания, и римские власти не имели права вмешиваться в их внутриобщинные и религиозные вопросы, если евреи соблюдали римские законы. Эти законы не были изменены даже после трех кровавых еврейских восстаний против Рима

Tags: history, jewish history, Иосиф Флавий, иудаизм, наука
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments